Санкт-Петербург,
ул. Конная, д. 13


+7 (812) 327-09-10 +7 981 917-83-49 Обратный звонок
Бухгалтерские услуги
Сопровождение Вашего бизнеса

Новости

Персональные данные работников: разработка положения и хранение 15.03.2019

Персональные данные работников: разработка положения и хранение

Положение о персональных данных сотрудников — это внутренний локальный акт организации, наличие которого — в фокусе проверок, проводимых Роскомнадзором. Поэтому многие компании озадачены вопросом о том, как разработать положение о защите персональных данных (2019), если такого документа у них ранее не было. В статье расскажем, на что нужно обратить особое внимание при его разработке, чтобы не допустить нарушения законодательства. 

Если я нарушаю закон 

Работодатели массово стали получать письма из Роскомнадзора с предупреждением о том, что при проверке компании могут получить серьезные штрафы за нарушение норм закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон). По нему работодатель обязан гарантировать защиту такой информации от противоправного доступа и использования третьими лицами. Положение о работе с персональными данными работников помогает решить эти задачи. 

С 23 февраля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства от 13.02.2019 № 146, которым утверждены Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных. Согласно документу, плановые проверки будут проводиться раз в 2-3 года, а перечень компаний, подлежащих контролю можно будет заранее увидеть на сайте Роскомнадзора. Как и в случае с другими видами контроля, о запланированном визите инспекторы должны будут предупредить. Если плановая проверка, то известить о ней должны за 3 рабочих дня, а если внеплановая — за 24 часа. 

За нарушение Закона предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность. Контролирующие органы могут привлечь к административной ответственности по ст. 13.11 и 13.14 КоАП, штрафы составляют: 

  •  • для должностных лиц: от 500 до 1000 рублей; 
  •  • для организации: от 5000 до 10 000 рублей; 
  • • для должностных лиц, в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей: от 4000 до 5000 рублей. 

Наиболее распространенными нарушениями, по данным инспекторов, являются обработка персоданных без согласия их владельца либо с нарушениями, невыполнение требования об уничтожении личной информации, нарушение условий хранения таких сведений. 

Что такое персональные данные 

Это любая информация, необходимая работодателю при установлении трудовых отношений, которая касается сотрудника. Например, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д. Примерами документов, включающих личные данные, могут служить: 

  •  • карточка сотрудника, содержащая Ф.И.О. лица, сведения о составе семьи, образовании;
  • • трудовая книжка со стажем с предшествующих мест работы; 
  •  • дипломы, сертификаты об образовании; 
  •  • трудовой договор. 

Запрещено получать и обрабатывать данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности. К примеру, сведения о вероисповедании, национальной, политической принадлежности. Данная информация получается исключительно от самих сотрудников. Эти условия должны быть включены в положение об обработке и защите персональных данных. Работодатели обязаны уведомить работника и получить от него письменное согласие на обработку, хранение, использование и распространение его данных. 

Храните данные правильно

 Личные данные сотрудников содержатся в их личных карточках и личных делах. Законодательство обязывает каждое конкретное предприятие разрабатывать правила использования и хранения данных о своих работниках. Положение о защите персональных данных может быть как отдельным документом, так и разделом, включенным в действующие Правила внутреннего трудового распорядка. 

Чтобы сохранить конфиденциальность информации о людях, работающих в организации, составляется список должностных лиц, имеющих к ней доступ. Приказом назначается ответственный за сбор, хранение и обработку конфиденциальных данных. Работники, руководители, генеральный директор предприятия подписывают Соглашение о неразглашении. 

Информация о персональных данных сотрудников на предприятии может храниться как в бумажном, так и в электронном виде. В наше время такая информация чаще всего хранится смешанным способом.  

Здесь можно ознакомиться с Образцом положения о персональных данных работников (2019).

На первом этапе разработки нужно определить, какие данные используются в компании, как их получают, хранят, обрабатывают. 

Для оформления организационных документов используют общие правила: в заголовке указывают наименование организации, дату и номер документа, в правом верхнем углу располагают гриф утверждения. В положение включают следующую информацию:

  • • цели и задачи предприятия при работе с конфиденциальными данными; 
  •  • перечни таких данных; 
  •  • описание операций с данными, которые часто используются на предприятии; 
  •  • способы доступа к данным; 
  •  • перечни и обязанности персонала фирмы при использовании информации;
  • • права сотрудников фирмы на доступ к информации;
  • • ответственность работников предприятия за разглашение информации. 

Положение утверждается приказом руководителя компании. Образец положения об обработке персональных данных работников должен быть доступен всем сотрудникам для ознакомления. Им следует поставить свою подпись в листе или журнале ознакомления, который, как правило, заводит кадровая служба работодателя. Журнал представляет собой перечень работников компании, где каждый ставит подпись после прочтения этого локального акта. Информация полезна?Расскажите друзьям и коллегам!


Возврат к списку

Расчет стоимости бухгалтерских услуг

Почему мы

  • 14 лет успешного опыта
  • более 200 постоянных клиентов
  • Профессиональные бухгалтера
  • Бесплатные консультации